Яндекс.Метрика

Я люблю Жигулевские горы !

Сайт Алексея Владимировича Воронцова (Самара)

Жутко интересные статьи

Захватывающие рассказы об удивительных людях и уникальных путешествиях

Клуб сайта gora63.ru

Как стать благополучным, не похоронив себя заживо на работе

Путешествия

Как доехать от и до в Самаре и из Самары

Достопримечательности Самары

Походы выходного дня в Самарской области

Лучшие маршруты для походов на байдарке

Сплавы на люкс-байдарке "Лимузин"

На байдарках к пещере Греве

Купить байдарку

Люкс-байдарка Gora63

Легкая и быстрая байдарка Gora63-solo

Рафт-байдарка Gora63R под мотор и парус

Катабайд Gora63

Моторная байдарка Gora63

Байдарка (каноэ) Лимузин

Отзывы о байдарках и лодках

Отзывы о лодочных моторах

Контакты

 

 

 

Махатма Ганди- величайший герой 20 века

Махатма Ганди был выдающимся политиком, применившим методы социального маркетинга, в качестве инструмента политической борьбы. Организованное им движение свадеши добилось того, что миллионы индийцев перестали покупать английские товары, что явилось одной из важнейших причин обретения Индией независимости.

Описание жизни Махатмы Ганди это одна из самых потрясающих биографий в истории человечества. Для настоящих и будущих активных противников всех видов насилия потрясающие по силе нравственного воздействия подвиги Ганди будут источником энтузиазма, смелости, способности прислушиваться к голосу своего высшего «Я». Ганди-человек-вселенная, совершенный карма-йог, живое воплощение идеалов Нагорной проповеди и Бхагавад-гиты. Обычно его имя связывают с обретением Индии независимости. Но главное, его заслуга как подвижника-гуманиста в том, что силой своей нравственной чистоты, силой совершенного самоотречения, силой огромной любви он смог изменить сознание людей, смог доказать, что ненасильственные методы обладают не меньшей действенной силой, чем метод вооруженной борьбы.

До Ганди в мире царило убеждение, что религия, стремление вести нравственную жизнь это одно, а практическая жизнь (политика, коммерция )- это совсем другое. Ганди с его непреклонным стремлением к истине, с готовностью пожертвовать всем, но не отступиться от принципов правдивости и ненасилия, на практике доказал, высоконравственный, не идущий на сделку с собственной совестью человек может добиться высочайших вершин успеха.
Молодой, окончивший университет в Лондоне, Ганди начал свою карьеру как адвокат Абдуллы Шета, одного из крупных индийских купцов. Дело происходило в 1893 году в Претории, в Южной Африке, являвшейся тогда заокеанской колонией Британии. Казалось бы, подобного человека, просто физически неспособного лгать, ждало неизбежное фиаско. Однако произошло обратное. Судебный процесс, который взялся вести Ганди, крайне затянулся. Адвокаты, которые вели дело Абдуллы Шета до появления Ганди, не были заинтересованы в скорейшем разрешении конфликта. Ведь их гонорары были тем больше, чем больше времени будет потрачено на процесс. В результате судебные издержки были столь высоки, что грозили разорить и истца, и ответчика. Ганди же сразу предложил решить дело в несудебном порядке, используя независимого третейского судью. В результате клиент Ганди выиграл дело и получил все причитающиеся ему 37000 фунтов стерлингов, сумму по тем временам огромную.
Абдулла Шет был очарован прекрасными личностными и деловыми качествами Ганди и не хотел его отпускать ( Ганди собирался вернуться в Индию). На прощальном вечере, который устроил купец своему молодому адвокату, речь зашла о притеснениях, которым подвергались индийцы в Южной Африке. За год, проведенный в Южной Африке, Ганди в полной мере ощутил на себе все унижения расовой дискриминации. Его высаживали из вагона первого класса, несмотря на то, что у него был оплаченный билет. Отказывались размещать в гостиницах, где останавливались белые постояльцы. Индийцам даже нельзя было ходить по тротуару и появляться на улице после 9 часов. И это несмотря на то, что Ганди в это время был одет как английский джентльмен и хорошо говорил по-английски. Судьба у простых рабочих была еще менее завидна. Подписав контракт на 5 лет, они оказывались на положении рабов. Работодатель мог обращаться с ними, как заблагорассудится, мог даже искалечить их, но рабочие не смели от него уйти, так как в этом случае их ждало тюремное заключение. Серьезные проблемы были и у индийских купцов. Английские предприниматели старались оградить себя от сильной конкуренции с их стороны. Они добились принятия законов, ограничивающие права индийских торговцев.
Индийские предприниматели высказались за создание ассоциации, которая смогла бы защитить их права и добилась бы отмены расистских законов. Возглавить ассоциацию они предложили Ганди, у которого уже был авторитет честного принципиального человека.
Так благодаря своим личностным качествам, Ганди уже через год пребывания в Южной Африке стал лидером индийской общины, насчитывающей 150 тысяч человек.
Надо отметить, что в то время Ганди считал, что для того, чтобы его голос имел влияние, он должен жить, как живут наиболее уважаемые в общине люди. То есть иметь свой дом, хорошую обстановку и т. п. Однако он наотрез отказался от гонорара, предложенного купцами за ведение общественной работы. Общественную деятельность он взялся вести бесплатно, но попросил купцов передать ему ведение их дел. Два десятка купцов стали клиентами Ганди. В значительной степени благодаря тому, что Ганди стал с самого начала вести свою общественную деятельность на бескорыстной основе, его деятельность, в конечном счете, оказалась успешной. Доверие к Ганди, действовавшему бескорыстно, было максимальным. А без подобного доверия ассоциация быстро бы прекратила свое существование.
В своих отношениях с клиентами Ганди твердо придерживался принципа правдивости. Он сразу предупреждал, что не будет вести дело, если клиент будет предоставлять суду ложную информацию.
«Однажды ведя дело в Йоханнесбурге, я обнаружил, что клиент обманывает меня, дает неправильные свидетельские показания. Тогда я попросил суд прекратить дело. Поверенный другой стороны был удивлен, а суду это доставило удовольствие. Я упрекал клиента в том, что он поручил мне вести ложное дело, хотя знал, что я не берусь за такие дела. Когда я объяснил ему это, он признал свою ошибку. У меня создалось впечатление, что он не сердится на меня за то, что я обратился к суду с просьбой решить дело не в его пользу. Во всяком случае, мое поведение при разборе этого дела не имело плохих последствий для моей практики. Оно облегчило мне работу. Я также видел, что моя приверженность истине укрепила мою репутацию среди коллег по профессии и, несмотря на препятствия, связанные с расовыми предрассудками, я смог в ряде случаев завоевать даже их симпатии. Я никогда не скрывал свое незнание от клиентов или коллег. Если я оказывался в тупике, то советовал клиенту обратиться за помощью к более опытному юристу. Откровенность обеспечивала мне безграничное доверие и симпатии клиентов, а это сослужило хорошую службу в моей общественной деятельности.
…Целью моей деятельности в качестве адвоката в Южной Африке было служение общине. Доверие людей - необходимое условие для достижения этой цели. Профессиональную работу, выполнявшуюся за деньги, великодушные индийцы также квалифицировали как служение обществу, и когда я посоветовал им ради их прав пойти на лишения, связанные с тюремным заключением, многие бодро восприняли этот совет не столько потому, что были убеждены в правильности такого образа действий, сколько потому, что верили мне.
…Сотни клиентов стали моими друзьями и моими товарищами по общественной деятельности. Их сотрудничество скрашивало мою жизнь, которая в противном случае была бы полна трудностями и опасностями».
Итак, Ганди на практике доказал, что жизнь в ладах со своей совестью и успех, вещи вполне совместимые. Доход Ганди составлял 4000-5000 фунтов стерлингов в месяц - сумма по южно-африканским меркам огромная. Деньги, как таковые, никогда не были его целью. Через несколько лет, когда представления Ганди о жизни изменились, и он стал стремиться вести максимально простую жизнь, он тратил на нужды своей семьи (у него было 4 ребенка) всего лишь 1% от своего заработка! Остальное он расходовал на общественную деятельность. Эта деятельность стала его всепоглощающей страстью, доставляя ему чувство глубочайшей радости. «Служение без радости не помогает ни тому, кто служит, ни тому, кому служат,- говорил он.- Но все другие удовольствия и обладание чем-либо превращается в ничто, в сравнении с этой радостью». Эта высшая страсть, удел людей, умеющих прислушиваться к голосу своего «высшего Я». Именно страстное стремление к истине, любовь к правде, верность своим высшим устремлениям и стали той основой, которая сделала его достойным наивысшего восхищения героем. В свои юные годы он был чрезвычайно робким юношей. Когда, еще, будучи в Индии, ему впервые пришлось выступить в суде, он так оробел, что не смог вымолвить ни слова. Пришлось даже в связи с полным провалом вернуть деньги клиенту. Любовь к истине превратила его постепенно в человека, чье мужество и бесстрашие можно считать эталонным. Вот лишь некоторые эпизоды из его жизни.
Однажды в дверь дома Ганди постучал прокаженный. Проказа - это передающиеся при любом прикосновении неизлечимое смертельно опасное заболевание. Несмотря на огромный риск заражения, Ганди не только накормил несчастного больного, но и оставил его у себя дома. Он сам ухаживал за ним, перевязывал его раны и позже смог устроить его в больницу.
Когда в Южной Африке стала свирепствовать чума, Ганди по собственной инициативе создал санитарный отряд. Только самые отважные люди в состоянии лечить больных чумой, ведь вероятность заразиться и умереть значительно выше, чем возможность уцелеть. Большая часть сподвижников Ганди по санитарному отряду умерло. Сам он только чудом остался жив, с честью пройдя это великое испытание.
Вообще ухаживать за больными Ганди начал еще в начале своего пребывания в Южной Африке. Каждый день он выделял два часа, бесплатно работая в больнице для бедняков. Потом когда началась англо-бурская война, он в качестве добровольца выносил раненых с поля битвы.
«Склонность к бескорыстному служению людям является неотъемлемым качеством любого духовно здорового человека»,- писал Ганди, развивший в себе эту склонность в максимально возможной степени. Всю свою колоссальную энергию Махатма тратил не на приобретение богатства и славы, а на раскрытие в себе высших человеческих качеств и использование их на служение людям. Его можно назвать «духовным альпинистом», отчаянно штурмующим вершину «духовного Эвереста». Возможность воплотить в жизни высочайшие этические идеи ахимсы (не причинение вреда кому бы то ни было) на первый взгляд кажется столь же нереальной, как возможность в одиночку без кислорода покорить Эверест. Однако именно её исключительная труднодоступность предает цели всю её привлекательность. Её достижение требует титанических усилий. Нужно терпеливо сносить лишения. Рисковать жизнью. Но само осознание того, что ты идешь к величайшей из вершин, перевешивает все перенесенные невзгоды.
Среди людей, изменивших ход человеческой истории, Ганди занимает особое место. Он стал первым в истории крупным политиком, организовавшим уникальное движение ненасильственного сопротивления несправедливости- сатьяграху (упорство в истине). Этот метод был разработан и успешно применен в Южной Африке в конце 19- начале 20века. Борьба индийской общины против расистских законов заняла 20 лет. Ганди, как и тысячи его сподвижников, не раз оказывался в тюрьме. Его избивали до полусмерти, грозили расправой. Но он вышел из этой борьбы несломленным и закаленный духом.
Постепенно Ганди постепенно меняет свой образ жизни. В молодости он хотел походить на английского джентльмена. В середине 1906 года, в возрасте 37 лет он дает обет брахмачария и следует ему до конца жизни. Это обет абсолютного (в действиях, мыслях и желаниях) целомудрия, правдивости, простоты и ненасилия. На протяжении всей жизни Ганди был вегетарианцем, а теперь он еще начинает соблюдать посты. Их цель еще более закалить волю. Эта способность в течении многих дней голодать сыграла весьма существенную роль в жизни Ганди.
В январе 1915 года М. К. Ганди вернулся в Индию. Представители деловой и политической элиты Индии устроили в честь его приезда роскошный прием. На нем Ганди выглядел «белой вороной». Он был одет в простое дхоти, представляющий собой кусок хлопчатобумажной ткани, обернутой вокруг бедер. Он считал, что не имеет морального права одеваться в дорогую одежду в то время, когда миллионы его соотечественников умирают с голода и лишены самого необходимого. Величайший индийский поэт, лауреат Нобелевской премии Рабиндранат Тагор, с которым Ганди встретился вскоре после возвращения в Индию, назвал своего гостя «махатмой» (в переводе с санскрита «великая душа»). С тех пор это имя прочно закрепилось за Ганди, несмотря на все его протесты. Миллионы простых индийцев считали этого святого политика мессией, способного привести страну к свободе.
5 мая 1915 года под городом Ахмадобадом Ганди основал обитель «Сатьяграха ашрам». Устав ашрама предусматривал самопожертвование и личную скромность. «Служение без скромности есть эгоизм и самомнение»,- утверждал основатель общины, ставшей сердцем ненасильственного сопротивления колонизаторам.
Хотя Ганди известен миру, прежде всего, как политический деятель, политика никогда не стояла у него на первом месте. Центральное место в его жизни занимала религия:
- Имеется бесконечное количество определений Бога, ибо проявления его бесчисленны. Они наполняют меня удивлением и благоговейным трепетом и в какой-то момент ошеломляют. Но я поклоняюсь Богу только как истине…Для того, чтобы созерцать всеобщий и вездесущий дух истины, надо уметь любить презреннейшее создание - самого себя. И человек, стремящийся к этому, не может позволить себе устраниться от какой бы то ни было сферы жизни. Вот почему моя преданность истине привела меня в сферу политики, и без малейшего колебания и вместе с тем со всей смиренностью я могу сказать, что тот, кто утверждает, что религия не имеет ничего общего с политикой, не знает, что такое религия».
Религиозное мировоззрение Ганди было сформировано под влиянием гуманистических идей индуизма, джайнизма и Нового Завета. Большое влияние на подвижника оказал Лев Толстой и его «Царство божие внутри нас». Махатма не слепо принимал религиозные идеалы и следовал лишь тем нормам, которые не входили в противоречие с голосом собственной совести и разума. Ганди имел мужество восстать против неприемлемых для него пережитков религии. Основав свой ашрам, он взял в число своих сподвижников семью неприкасаемых. В глазах ортодоксальных индусов он совершил чудовищное святотатство. Многие отвернулись от Ганди с презрением. Ни один из индийских политиков не решился бы на такой шаг. Ведь его бы ждали осуждение общества и социальная изоляция. Но Ганди был непреклонен. Он даже считал, что индусы обязаны своим порабощением со стороны Британии именно благодаря существованию в стране системы неприкасаемости. За то, что в Индии миллионы неприкасаемых в течении столетий подвергались немыслимым унижениям, Бог наказал всю страну, отдав её под власть Британской Империи. Так рассуждал Ганди. «Если мне докажут, что постыдная система неприкасаемости присуща индуистской религии,- заявил он,- то я открыто восстану против самого индуизма. Я предпочел бы, чтобы меня изрезали на куски, чем не признать своих братьев из отверженных сословий».
Тяжелое положение обычных индийцев. Голод, уносящий ежегодно сотни тысяч жизней. Антисанитария, и как следствие эпидемии холеры, чумы, оспы. Все это не могло оставить равнодушным будущего индийского вождя. Он много путешествовал по стране и общался с простыми людьми. Для рядовых тружеников Ганди был своим.
Земледельцы Чампарана, округа у подножья Гималаев, обратились к Ганди с просьбой защитить их от произвола плантаторов. Последние обложили крестьян такими поборами, что обрекли их на голодную смерть. Ганди организует сатьяграху и призывает крестьян, ни при каких обстоятельствах не выполнять условия плантаторов. В результате организованных акций протеста удается добиться принятия закона об отмене кабальной системы аренды земель.
В Ахмадабаде Махатма руководит забастовкой рабочих, требующих увеличения заработной платы. Когда рабочие утратили было стойкость и готовы были прервать забостовку, он объявил голодовку. Три дня спустя хозяева фабрики вынуждены были выполнить требования рабочих.
После смерти в 1920 году лидера Индийского Национального Конгресса (ИНК) Локамайя Тилака, Ганди становится признанным вождем индийского народа. ИНК наделяет его максимально возможной властью, включающей в себя право назначать себе приемника в случае ареста. Несмотря на свою неординарность и непохожесть на всех других политиков (а может быть именно благодаря этому) Ганди пользуется огромным влиянием, как на простых людей, так и на представителей элиты Индии. Его друзьями были и крупнейшие предприниматели, и неприкасаемые. Вот что писал о Ганди его друг и соратник, будущий руководитель независимой Индии Джавахарнал Неру: «Несмотря на его маловыразительные черты, несмотря на его полуприкрытую наготу, он обладал каким-то царственным величием, внушающем окружающим невольное почтение. Кроткий и скромный, он в то же время обладал внутренней силой и властностью; он знал это и временами прибегал к повелительному тону. Издавал приказы, которым нельзя было не повиноваться. Его спокойные глубокие глаза овладевали вами и осторожно заглядывали Вам в душу, а голос звонкий и чистый, проникал в самое сердце, рождая там взволнованный отклик. Состояла ли его аудитория из одного человека или из тысячи – все они испытывали обаяние и магнетизм этого человека, и каждый ощущал внутреннюю связь с оратором. К этому ощущению разум имел мало отношения, хотя Гандиджи обращался и к разуму. Однако сознание и рассудок явно играли во всем этом второстепенную роль. Он овладевал аудиторией не с помощью красноречия или гипноза вкрадчивых фраз. Он говорил всегда просто и по существу, без лишних слов. Он говорил всегда просто и по существу, без лишних слов. А слушателей действовала абсолютная искренность этого человека, сама его личность; казалось, в нем скрыты неисчерпаемые источники внутренней силы».
Под обаяние этого удивительного человека в какой-то степени попадали даже его политические противники. Вот что писал своему сыну лорд Ридинг, вице-король Индии:
«В его внешности не было ничего такого, что хоть чем-то могло поразить. Он пришел в дхоти и шапочке, связанном на ручном домашнем станке, босой, с голыми ногами, и мое первое впечатление от встречи с ним, когда его ввели в помещение, было таким, что ничто не могло привлечь моего внимания к нему, и встреть я его на улице, я прошел бы мимо, не оглянувшись. Другое дело, когда он говорит. Он прямолинеен, выражает себя на отличном английском языке, тщательно взвешивая слова, которые произносит. Нет никаких сомнений: он искренен во всем, что говорит; осторожен при обсуждении политических вопросов…Почти на грани фанатизма верит в то, что ненасилие и любовь приведут Индию к независимости и дадут ей возможность противостоять британскому правительству. Его религиозные и моральные взгляды вызывают восхищение, хотя признаться, мне трудно понять, как их можно практически применить в политике».
М. К. Ганди был убежден, что перед Индией стоит абсолютно уникальная цель- продемонстрировать всему миру действенность ненасильственных методов борьбы с несправедливостью.
В чем же суть метода сатьяграхи? Ганди предложил своим согражданам вполне доступные методы борьбы. Во-первых, бойкот английских товаров. Ганди призвал всех патриотически настроенных индийцев отказаться от использования английских тканей. Взамен он организовал беспрецедентное по масштабам движение по распространению ручного прядения. На собранные по всей стране средства были приобретены миллионы ручных прялок. Желающим оказывалась помощь в обучении и даже в организации продажи продукции. В результате в стране существенным образом сократилась безработица. Движение свадеши сделало Индию более независимой от Англии, нанеся последней существенный экономический урон. А ведь экономические интересы были главной причиной пребывания англичан в Индии. Во-вторых, движение не сотрудничества. Оно предусматривало добровольный отказ индийцев от работы в органах исполнительной власти. Ну и, наконец, движение гражданского неповиновения. В нем принимали участие самые бесстрашные, те, кто готов был отдать свою жизнь ради свободы Родины. Сатьяграхи в массовом порядке отказывались подчиняться несправедливым законам. Они организовывали забастовки, приостанавливали уплату налогов, выходили на демонстрации. Сила движения сатьяграхи была наглядно продемонстрирована британской власти 6 апреля 1919 года. В этот день по призыву Ганди во всеобщей забастовке замерла вся страна. Власти были шокированы. Влияние Ганди на народ казалось сверхъестественным. Было принято решение в крови подавить движение ненасильственного сопротивления. 13 апреля 1919 года в городе Амритсар состоялся один из многочисленных митингов. На площади города собрались около 20 тысяч человек. К площади были подтянуты войска. Без предупреждения солдаты открыли огонь. Они вели его до тех пор, пока не кончились патроны. Оставшиеся в живых были добиты с помощью штыков. Эта ничем не оправданная жестокость предопределила конец британского владычества.
До этих событий большинство лидеров индийского общества, включая Ганди, видели будущее Индии в качестве автономии в рамках Британской империи. После Амритсарской бойни целью индийских патриотов стала полная независимость страны. 1 августа 1920 года Махатма Ганди вместе с письмом к вице-королю вернул свои правительственные награды. Этот шаг стал объявлением первой в истории человечества ненасильственной войны.
Участников движения сатьяграха тысячами сажали в тюрьмы. Различные сроки заключения получили практически все руководители партии Индийский национальный конгресс. Сам Ганди несколько раз сидел в тюрьме. Но, даже находясь в заключении, он оказывал влияние на принятие важных политических решений. Вот один из удивительнейших примеров того, какое влияние имел Махатма Ганди на индийское общество.
Начало 1932 года. Позади знаменитый соляной поход, проведение второй общенациональной сатьяграхи и участие Ганди в конференции круглого стола в Лондоне. Индийский Национальный конгресс стал к этому времени влиятельнейшей организацией, насчитывающей 10 миллионов членов. Пытаясь противодействовать влиянию ИНК в обществе, власти в очередной раз арестовывают Ганди и всех членов рабочего комитета ИНК. В результате повальных арестов в тюрьмах оказываются более 90 тысяч сатьяграхов. И вот в сентябре 1932 года Индия была потрясена известием о том, что находящийся в тюрьме Ганди объявил голодовку. Он поклялся, что обречет себя на голодную смерть, если будет принят закон, закрепляющий разделение «неприкасаемых» и «кастовых» индусов. Вместе с Махатмой 24- часовую голодовку объявили миллионы индусов. Рабиндранат Тагор публично бросил всему обществу укор, что если ничего не будет сделано для спасения жизни отца нации, то «каждый окажется его убийцей».
Врачи, осмотревшие Ганди в центральной тюрьме Йервада на 5-й день голодовки, заключили, что смерть может наступить в любой момент. Страх потери любимого вождя совершил невозможное. То, что на протяжении тысячелетий считалось смертным грехом, стало символом очищенной совести. Принадлежавшая к высшей касте брахманов Сваруп Рани Неру, мать Джавахарнала Неру, публично приняла пищу из рук «неприкасаемого». По всей стране миллионы последователи её примеру. Впервые в истории перед «неприкасаемыми» открылись двери индуистских храмов. В течении нескольких дней были сделаны огромные шаги на пути избавления от вековых предрассудков.
Английское правительство не было заинтересовано в смерти Ганди. Гибель всенародно любимого вождя могла еще более усилить антианглийские выступления. Требования Ганди были выполнены. Закон, юридически закрепляющий неприкасаемость, не был принят. Махатма прервал голодовку.
Итак, чудовищной системе подавления и унижения человека был нанесен сокрушительный удар. Неприкасаемость в том виде, в каком она существовала на протяжении 3-х тысяч лет, перестала существовать. В конечном счете, от этого выиграло все общество. Ведь существование неприкасаемости позволяло манипулировать представителями всех каст. Страх исключения из касты довлел над всеми, и только такие титаны, как Вивекананда и Ганди, могли бросить вызов системе.
Далеко не все восприняли изменения в индийском обществе с восторгом. Для ортодоксальных фанатиков-индуистов Ганди стал главным врагом. Однако расправиться со своим великим противником они пока не решались.
После окончания второй мировой войны политическая ситуация в Индии накалилась до предела. На флоте и в войсках начались восстания. В стране назревала революция. Система колониальной власти слабела с каждым днем. В 1946 году британские власти были вынуждены объявить, что в ближайшее время Индии будет предоставлена независимость. Одновременно на территории колонии создавалось два государства: Индийский Союз и мусульманский Пакистан. Разделение единой страны на две части вызвало хаос в обществе и омрачило радостные дни обретения долгожданной свободы. 15 августа 1947 года на площади перед делийской крепостью Красный Форт Джаварханал Неру поднял влаг свободной Индии. Сбылось пророчество Ганди о том, что еще при его жизни Индия обретет независимость.
Однако отец нации не разделял всеобщего ликования. Как личную трагедию воспринял он разделение страны, против которого он всегда выступал. И вот теперь более 6 миллионов индийцев вынуждены были покинуть свои дома, что бы переселиться в «свою» страну (индуисты в Индийский Союз, мусульмане в Пакистан). В стране начался хаос, межрелигиозные стычки и погромы. Если в Варфоломеевскую ночь в Париже количество жертв исчислялось сотнями, то в Индии погромы приняли поистине азиатский масштаб: погибло около 700 тысяч человек!
Потрясенный волной жестокого насилия, захлестнувшего страну, Ганди объявляет последнюю в своей жизни голодовку. Он дает клятву, что умрет от голода, если беспорядки не прекратятся. И снова происходит чудо. По всей стране проходят митинги солидарности с Ганди. В стране опять воцаряется спокойствие. Махатма прекращает голодовку.
30 января 1948 года Махатма Ганди падает, сраженный выстрелами фанатика из террористической индуисткой организации «Хинду махасабеха». Так трагически заканчивается история жизни величайшего со времен Будды апостола Ненасилия.

Материал подготовил Алексей Воронцов

О Махатме Ганди снят фильм, получивший 8 премий (!) Оскар

 

.